тел: +7 (495) 971-90-25

Строительство Храма Разработка эскиза и согласование проекта  2016 год (400 000 р.)Подготовка к строительству 2017 год  (1 609 000 р.)Этап 1:   Начало строительства  2018 год (19 580 000 р.)Этап 2:  Строительство первой очереди (320 013 000 р.)Этап 3:  Строительство второй очереди (192 100 000 р.)
Поиск Меню Семинар по обмену опытом для директоров и преподавателей Воскресных школ Южного викариатства

Семинар по обмену опытом для директоров и преподавателей Воскресных школ Южного викариатства

8 июня 2022 года по благословению Преосвященнейшего Фомы, епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющего Южным викариатством, в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово в память 1000-летия Крещения Руси состоялся семинар по обмену опытом для директоров и преподавателей Воскресных школ Южного викариатства, который начался с общей молитвы. 
На собрании присутствовали благочинный Даниловского округа прот. Олег Воробьев, председатель Отдела религиозного образования Московской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский), член Комиссии по церковному просвещению и деятельности Воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы, ответственный за деятельность Воскресных школ Южного викариатства прот. Константин Сопельников.
В семинаре приняла участие помощник настоятеля нашего храма по Воскресной школе Танзыбаева Мария Борисовна, выступив с докладом и презентацией на тему «Опыт работы с детьми Воскресной школы им. св. страстотерпца царя Николая II и их вовлечение в жизнь прихода» (текст и фотографии приводим ниже).
    
 
Поделюсь с Вами опытом работы нашей воскресной школы с детьми и их постепенном вовлечении в приходскую жизнь, выделю важные моменты.  
Любая работа с детьми должна быть разумной, органичной, отвечать истинным потребностям детей, быть не формальной, но живой, в эмоционально доброй среде. Детям по примеру устроения семьи во всем важен искренний, доверительный и живой контакт, поддержка, какую сферу их интересов мы бы ни взяли. Наша задача Воскресной школы и прихода в целом - создание для детей благоприятной доверительной среды, в которой возможно донести до них Евангельское послание, а услышанное ими Слово Божие стало для них живым, реальным и важным, также в постепенном содействии их воцерковлению и осознанному вхождению в Литургическую жизнь Церкви. Ребенку необходимо дать возможности раскрыться и проявить себя на приходе, постепенно развить в них ответственность, вовлечь в совместную деятельность прихода. Так постепенно у детей формируются ценностные жизненные ориентиры, здесь они получают опыт и проходят адаптацию к жизни в современном обществе, приобретают навыки жизни в соответствии с Евангелием. Крайне важно, чтобы дети в стенах воскресной школы имели возможность задать жизненно важные для них вопросы, возможно острые, имели доверие, и если дети чувствуют, что они нужны, им рады, в них заинтересованы, что здесь их выслушают, внимательно и с уважением отнесутся к их переживаниям, запросам, интересам, поиску себя и своего пути, то так постепенно складывается их личный добрый опыт общения в православной среде и со взрослыми, и со сверстниками. 
Большое внимание мы уделяем время активному, живому взаимодействию детей между собой и другими членами прихода, проводя для них совместные яркие мероприятия, в которых дети в той или иной степени себя раскрывают, участвуют и получают положительные эмоции, опыт взаимодействия с людьми, многому учатся, а взрослея, берут на себя часть организации некоторых мероприятий. И как результат в стенах воскресной школы и в приходе в доброй атмосфере дети обретают собственный духовный и религиозный опыт и, очень надеемся, происходит или произойдет их личная встреча с Богом!
 
 
Важные аспекты работы с детьми нашей Воскресной школы:
 
1. Проведение занятий по вероучительным предметам во всех группах. В общих чертах обозначу, что в каждой группе учитываются возрастные особенности детей, возможности усвоения и понимания материала, их физическое и психо-эмоциональное развитие, в младших группах учитываем потребности в игровых формах проведения занятий и взаимодействия. 
 
2. Со всеми детьми работают опытные преподаватели, в большинстве своем они являются и опытными многодетными родителями, которые воспитывают своих детей разного возраста. Такие преподаватели чутко улавливают потребности современных детей, приходящих в воскресную школу, хорошо ориентируются в наиболее интересной подаче материала для детей, понимают их, поэтому происходит взаимное активное живое включение в урок, дети это очень ценят.
 
3. В учебный процесс введена подготовительная группа, в которой занимаются дети от 3 до 6 лет, в связи с чем мы имеем почти полный возрастной охват обучающихся детей в воскресной школе от 3 до 18 лет. Группа малышей оказалась востребованной, дети с малых лет обретают важную для себя среду, в которой они радостно себя чувствуют, вместе учатся и с малых лет начинают дружить. Это объединяет и их родителей, которые пока их ждут, общаются, начинают дружить и помогать друг другу. 
    
 
4. Мы практикуем привлечение старших детей воскресной школы в роли помощников преподавателям, а также самостоятельном проведении занятий творчества у детей младших групп. Так постепенно старшие дети развивают педагогические навыки, приобретают опыт, а младшие дети приобретают в их лице старших друзей.
    
 
5. Преподавателем музыки и пения в старших группах найдена наиболее интересная для детей форма работы, это не классический урок музыки. На занятиях дети активно задействованы, они учатся в том числе и через движение выражать свои ощущения, эмоции, передавать характер музыки, слушают различные музыкальные произведения и исследуют возможности музыки, как она помогает им выразить их переживания. И как итог мы видим яркие музыкальные поздравления от детей на приходских праздниках в виде музыкальной постановки или спектакля. Детям очень нравится такая форма работы с ними, они с удовольствием ходят на занятия. 
    
 
6. У старших детей (возраст от 12 до 18 лет) направленность занятий носит практико-ориентированный характер. Ребята постепенно начинают участвовать в богослужении, что способствует их дальнейшему воцерковлению. Их живое и деятельное участие в богослужении для них очень важно, а для некоторых возможно определит их дальнейший жизненный путь в служении в Церкви:
- мальчики по благословению настоятеля несут послушание в алтаре, что является прекрасной возможностью для них ближе узнать православное богослужение, приобщиться к литургическому опыту Церкви и молитве. Подросшие юноши в алтаре помогают более младшим детям сделать свои первые шаги в этом послушании, объясняя им тонкости служения. Алтарное послушание становится для детей школой духовной жизни. Некоторые ребята под руководством взрослых учатся читать на службе богослужебные тексты;
      
 
- также у нас постепенно образовался молодежный церковный хор (дети от 10 до 18 лет). Для занятий выделен урок Церковного пения для желающих детей. Поначалу немного детей проявили желание, но за два года мы наблюдаем хороший прирост. Это очень хороший опыт: дети учат порядок службы, разучивают гласы и песнопения богослужений, кананаршат, раздают ноты, по усмотрению регента поют на клиросе, находясь рядом с опытными певчими. Так потихоньку они крепнут и уже украшают богослужения своими голосами. Отдельно для приходских праздников молодежный церковный хор готовит замечательные песнопения, результат работы заметен по всем детям. Регент легко находит контакт со всеми детьми, поддерживает дисциплину и добрую атмосферу. Для детей почетно и радостно, что к ним проявили доверие в таком важном деле и они могут так послужить Богу;
    
 
- желающие старшие дети прошли курсы звонарей и вот уже как 4 года они радуют нас в этом послушании, а на праздники устраивают фестивали колокольного звона;  
  
 
- есть ребята, которые прошли фотокурсы и теперь помогают вести фоторепортажи богослужений и других событий. Старшие девочки участвуют в оформлении стендов с фотоисторией наших мероприятий, также девочки освоили видеотрансляции богослужений, теперь активно помогают в этом деле. 
  
 
При этом никто из детей не принуждается к какому-либо послушанию, они пробуют, учатся ответственно относиться к делу и достойно вести себя во время богослужения, но вместе с тем, остаются непосредственными и открытыми.
 
7. Невозможно выстроить слаженную работу с детьми без взаимодействия с родителями, мы вместе должны понимать нашу цель и задачи. Родители стараются помогать, они откликаются на помощь в организации чаепитий для детей перед занятиями, дежурству в воскресной школе после занятий, подготовке к приходским праздникам и любой другой необходимой разумной помощи. Мы проводим родительские собрания, где проговариваем наиболее важные моменты, смыслы и рабочие вопросы, в группах в социальных сетях поддерживаем добрую атмосферу, общаемся по всем значимым вопросам, проводим мероприятия, где родители активно участвуют и могут себя проявить вместе со своими детьми и другими членами прихода. Отрадно, что многие папы включаются в помощь и дежурства в воскресной школе, участвуют в субботниках вместе с детьми. Для детей крайне важно участие родителей в общем деле воскресной школы и прихода, их сопричастность.
 
Мы стараемся организовывать совместные активные мероприятия для детей, при этом разумно учитываем, что сами дети любят, что им интересно. Такие мероприятия способствуют формированию общности детей, духа братского единства, они сплачиваются через опыт принятия ими совместных решений, общих послушаний, испытаний, радости от совместной работы, от совместно проведенного времени.
Не буду перечислять все активности, остановлюсь только на тех, которые получают наибольший яркий эмоциональный отклик детей:
- детский праздник перед началом учебного года. По окончании лета дети, родители и преподаватели приходят в храм соборно помолиться и испросить у Господа благословения на новый учебный год, после Литургии и молебна устраивается общее чаепитие и детский праздник. К нам в гости приезжает «веселый профессор», дети всегда активно привлекаются к опытам и «чудесам науки», для детей это радостное совместное событие в начале учебного года;
    
 
- приходские праздники на Пасху и Рождество. Это всегда эмоционально насыщенные, радостные мероприятия, где участвуют все дети воскресной школы. Подготовка к ним дает очень много радости самим детям, репетиции, их задумки, общение и, конечно, сам праздник волнительный и торжественный для детей, где, безусловно, они открывают свои новые грани, в них раскрывается лучшее. Родители видят работу с детьми, для них это важно, важно и то, что мы собираемся большой приходской семьей, общиной, все получают большие впечатления радости праздника;
    
 
- паломнические поездки в монастырь с проживанием и трудничеством. Мы имеем хороший опыт двух поездок с подростками. Поначалу им непросто, они испытывают разные трудности, но постепенное вхождение в ритм богослужений и послушаний дает заметные плоды. Дети старались ответственно относиться к послушаниям, для них это было большим событием, в котором они достойно и добросовестно потрудились. Для детей паломнические поездки и трудничество в монастыре - большая духовная школа, опыт молитвы и послушания;
    
 
- туристические поездки старших детей в разные города с обязательным посещением храмов, где есть возможность, берут экскурсии. Важно, что при подготовке к поездке ребята самостоятельно занимаются выбором маршрутов передвижения, интересных мест посещения, питания и другие вопросы. Подобные поездки запоминаются участникам надолго, а для многих часто становятся первым серьезным путешествием. Группу детей всегда сопровождает взрослый;
    
 
- приглашаем творческие музыкальные коллективы, наши воспитанники имеют возможность не только послушать выступления музыкантов, но и поговорить с ними после концерта, они видят возможности и в дальнейшем развивают свои таланты, кто-то учится играть на гитаре, учит песни и т.д.;
    
 
- ежегодно в Бутовском лесу для семей двух приходов нашего и храма Новомучеников и исповедников Российских проводится спортивно-игровое соревнование «Озарница», где дети и родители участвуют в играх на сплочение. Все получают яркие положительные эмоции от игр, доброе общение, а в конце игровой программы - полевая кухня, горячий чай и прочие угощения. Из года в год в ряды организаторов присоединяются подросшие дети, которые уже полностью отвечают за какой-то участок подготовки и проведение соревнований в разных группах детей, уже заметно как происходит смена поколения;
    
 
- молодёжные живописные сплавы по рекам в Карелии на рафтах, катамаране, каяках в условиях потрясающей северной природы. Это всегда яркие впечатления участников, радостное общение, испытание группы разнообразными погодными условиями, вкуснейшая еда, приготовленная на огне, и песни под гитару у костра, все вместе делят время и силы в труде, молитве и единении;
    
 
- для подростков и молодежи также стараемся провести встречи с известными и интересными людьми, например, недавно был приглашен о. Павел Островский, на встрече с которым молодые люди говорили на насущные для них темы, почерпнули для себя важные знания, прислушались к советам;
  
 
- летом до пандемии проводили семейные и молодежные палаточные выезды с трудничеством в полуразрушенном храме. Это особая яркая страница, необычный положительный опыт совместного проживания в условиях чудесной тульской природы, среди лесов и холмов, где невольно во всем восхищаешься красотой Божьего мира. В таких летних выездах устанавливалась необходимая четкая организация режима дня, питания, у каждого свои обязанности, с нами находились и груднички, поэтому нужно было многое предусмотреть. Все вместе мы проходили разные испытания природных явлений, как дождь, ливень, даже штормовой ветер, палящее солнце, и бытовых вопросов, и более тесного общения. Для детей это очень счастливый период, так по утрам, когда они выходили из палаток, для них открывался в ярких красках мир совместного общения, эмоций, игр, послушаний до вынужденного отбоя. Мы все вместе трудились, ходили за грибами, лепили пельмени, в свободное время устраивали игры, конкурсы, ставили спектакли, смотрели фильмы, пели песни у костра. Было много всего интересного, яркого и веселого, но все же беседы с настоятелем на Евангельские темы у пылающего костра, совместные утренние и вечерние молитвы, наши «Царские вечера», и самое главное - литургия в заброшенном Успенском храме – это особенные для души события нашей летней совместной жизни. И дети, и родители, все участвовали в подготовке храма к Божественной литургии, кто-то из детей и взрослых его украшал полевыми цветами, мужчины и юноши вместе трудились в храме, готовили его к воскресной Литургии. Кто поет, проводили спевки для подготовки к службе. Важность таких моментов ощущали все – и дети, и взрослые, всем хотелось быть причастными к ним.
До семейных выездов подобные выезды организовывали отдельно для подростков и молодежи, после которых формировался прочный, дружный костяк детей.
    
 
Все перечисленное в совокупности влияет на то, чтобы дети чувствовали себя частью прихода, имели ответственность перед своим храмом, были объединены общими интересами, заботами, верой. Также мы всегда открыты к конкретным интересам детей, все обсуждается, если возникают новые идеи, стараемся со вниманием к этому относиться, это всегда живой процесс. 
 
В завершении доклада отмечу, что в нашем храме священнослужители ведут работу с детьми на всех этапах и это всегда имеет большой отклик у детей. Очень важна заинтересованность настоятеля в этой работе, его живое, деятельное участие во всех процессах, для детей это очень ценно и важно.
Когда дети маленькие, в воскресную школу их приводят родители, и для нас особенно отрадно, когда они подрастают на наших глазах, переживая кучу сомнений, вопросов, ответов, сами приходят на занятия, участвуют в богослужениях, причащаются, помогают приходу. Большая награда видеть их радостные юные лица в храме и на занятиях, наблюдать как они поддерживают друг друга, общаются, делятся с нами своими событиями, мыслями, планами, советуются, задают вопросы, приводят своих друзей. 
    
 
Также при нашем храме дети имеют возможность развивать свои таланты и конкретные навыки: ходить на кружок рукоделия, писать маслом картины на холсте в художественной студии, заниматься церковной вышивкой, художественной резьбой по дереву, заниматься в биологическом кружке «Зеленая дружина» и ездить в биологические экспедиции и походы.